Одним из важнейших этапов оптимизации бизнес-процессов является “оттачивание” коммуникаций как между сотрудниками компании, так и между сотрудником и клиентом. “Правильная” телефонизация офиса обеспечит вашему бизнесу дополнительное конкурентное преимущество на рынке.
Ранее мы рассматривали развертывание телефонии на базе IP-АТС Asterisk. Использование IP-телефонии и протокола SIP, на наш взгляд, является наиболее правильным и современным подходом в коммуникациях ввиду огромного количества явных преимуществ, масштабируемости и гибкости такого решения.
Но использование только лишь IP-АТС не всегда возможно. Скажем, такой вариант возможен при переезде в новый офис или на этапе строения компании, т.к. в компаниях, которые существуют далеко не первый день, уже есть аналоговые или цифровые АТС, которые с успехом используются, но уже не справляются с количеством абонентов, не дают необходимых возможностей или банально устарели.
На российском рынке большой популярностью пользуются АТС Panasonic, которые неплохо зарекомендовали себя в продакшине, но имеют ряд ограничений, связанных как с наличием предела масштабируемости, так и с, скажем прямо, не совсем понятной, а иногда и попросту абсурдной политикой лицензирования.
Несмотря на все недостатки данных коробочных решений, они вполне могут справляться с базовыми функциями телефонии и работают вполне надежно. Поэтому экономически выгодно было бы их “осовременить”, если можно так выразиться и интегрировать в работу IP-SIP-инфраструктуры, а не просто положить пылиться на полку в складе. Данная статья описывает варианты интеграции АТС Panasonic и Asterisk и призвана помочь получить все бонусы IP-телефонии, при этом не ударив по бюджету компании.
Существует три варианта связи АТС Panasonic и Asterisk: протокол SIP, протокол H.323 и PRI E1.
Организация связки Panasonic и Asterisk по протоколу H.323
Настройка со стороны Asterisk:
Для реализации работы по протоколу h.323 нужно собирать Asterisk с поддержкой этого самого протокола. В Asterisk есть два модуля для этого протокола chan_h323 и chan_ooh323, сейчас используется и развивается второй. Чтобы собрать Asterisk с поддержкой chan_ooh323 нужно зайти в menuselect в Addons и выбрать его.
После установки Asterisk проверим корректность загрузки модуля выполнив команду:
asterisk -rx "module show like 323"
Module Description Use Count
chan_ooh323.so Objective Systems H323 Channel 0
1 modules loaded
Правим конфиг Asterisk /etc/asterisk/ooh323.conf
[general]
bindaddr=0.0.0.0
h323id=MyAsterisk
callerid=Aster
context=from-panas
disallow=all
allow=alaw,ulaw
dtmfmode=rfc2833
[myTDA]
type=friend
ip=192.168.1.2
context=office
В /etc/asterisk/extensions.conf добавляем
exten => _1XXX, 1, Dial(OOH323/myTDA/${EXTEN},tT) - шаблон для случая если нумерация на Panasonic начинается с 1
Настройка со стороны Panasonic сводится к настройке платы IP-GW16 (описано ниже в разделе настройки SIP)
Настройка со стороны Panasonic сводится к настройке платы IP-GW16 (описано ниже для связки по протоколу SIP)
Организация связки Panasonic и Asterisk по E1 PRI
Настройка со стороны Asterisk:
Условно настройку со стороны Asterisk можно разделить на два этапа: конфигурированире платы (
В /etc/asterisk/extensions.conf создаем правила маршрутизации звонков:
[from-pstn]
exten =>_9XXXX.,3,Dial(DAHDI/g1/${EXTEN:1}) - выходим на линию через 9, после отрезаем девятку.
Настройка со стороны Panasonic:
Для связки с Asterisk нам понадобится плата
Коннектимся к АТС с помощью консоли администрирования (KX-TDA Maintenance Console), открываем пункт 1.1 (Slot). Видим установленную плату PRI30. Если она в режиме "INS" ("In Service" ), то переводим ее в режим "OUS", кликнув по ней правой кнопкой мыши и выбрав соответствующий пункт ("Out-of-service"), в режиме INS Panasonic не дает править настройки платы. Снова кликаем по ней мышкой и выбираем пункт "Port Property" ("Свойства порта"). Там выставляем Port Type (тип порта) в "QSIG-Master" (если плата в Asterisk у нас в режиме Slave. Принципиально, чтобы на разных концах были разные значения, однако эмпирически получилось, что если ставить плату на Asterisk в Master (Pri_net), то Panasonic постоянно отваливается, так что Master должен быть Panasonic), CRC4 Mode (Режим CRC4) в "Disable" (или enable, в зависимости от того как мы его выставили в Asterisk, опять же эмпирика показывает, что panasonic как-то криво обрабатывает этот пункт, лучше ставить в disable). На этом настройка закончена, включаем плату (ПКМ - INS) и все должно заработать на уровне физики. Переходим на уровень логики.
Объединяем линии платы PRI30 в отдельную транковую группу: открываем пункт "10.1" (CO Line Settings). В таблице слева видим номер слота и номер порта. Справа можем задавать номер транковой группы (TRG) от 1 до 64. Выбираем любой неиспользуемый номер и присваиваем его всем 30-ти линиям платы.
АТС должна видеть это группу как локальную, для этого в пункте "9.1" (TIE Table) в графе "Leading Number" пишем шаблон нумерации на Asterisk (например, 1XX, если у нас трехзначная нумерация с единицы). В пункте "Trunk Group" указываем тот же номер, что и в пункте 10.1 консоли. Номер строки таблицы, в который это вписано ВАЖЕН для следующих действий.
В пункт "2.6.1" (Numbering Plan, Main) на вкладку "Other PBX Extension" пишем первую цифру нумерации Asterisk (у меня - 1 ). ВАЖНО, чтобы строка была та же, что и в пункте 10.1.
Организация связки Panasonic и Asterisk по SIP (только для Panasonic TDE либо TDA, проапгрейденных до TDE с помощью платы KX-TDE100/200)
Настройка со стороны Asterisk:
В /etc/asterisk/sip.conf создаем новый peer:
[panas]
context=from_panas
host=dynamic
qualify=yes
secret=tde
type=friend
username=utde
disallow=all
allow=alaw&ulaw&g729
dtmfmode=rfc2833
canreinvite=no
nat=no
В /etc/asterisk/extensions.conf создаем правила маршрутизации звонков:
[from_panas]
exten => _1XXX, 1, Dial(SIP/panas/${EXTEN},tT) - шаблон для случая если нумерация на Panasonic начинается с 1
Настройка со стороны Panasonic (основано на мануале с сайта
Настраиваем V-SIPGW16
Идем в 1.1 (Конфигурация — слот), выбираем Виртуальный слот IPCMPR. Перетаскиваем в первый виртуальный слот плату V-SIPGW16.
Дальнейшая настройка сводится к созданию Частной сети. Первым делом нужно загнать все наши sip-транки в одну группу. Делается это в 10.1, Настройки CO. Находим 4 включенных транка, и в колонке "Номер группы СО" выставляем незадействованый для других линий номер, например 6.
В 3.1.1 присваиваем 6-й группе понятное имя. Так же, обратите внимание на COS. По умолчанию там стоит 7. Если вам нужно, что бы абоненты Астериск могли звонить на внешние линии TDE, его придется изменить. Подойдет любой COS, у которого TRS Level меньше 7-ми. По умолчанию это с 8-го по 64-й.
Теперь нам нужно посетить 2.6.1 и убрать двойку из собственного плана нумерации. Если помните, на 2 у нас начинаются номера абонентов Астериска. Выглядить должно так:
Покидать гостеприимный п. 2.6.1 не спешим, переходим к вкладке "Внутренняя линия другой УАТС" и вбиваем двойку там:
Подготовительная работа закончилась, можно включать собственно, частную сеть. Делается это не просто, а очень просто: идем в п. 9.1 (Таблица соединительных линий) и во второй строке выбираем нашу sip-группу (кто забыл, номер 6):
Собственно, уже можно звонить, но что бы убрать раздражающую задержку при наборе, нужно еще немного поколдовать. В настройках 6-й группы CO в самом краю таблички притаилась колонка "Таблица плана набора номера". По умолчанию там 1, меняем, к примеру на "2". Идем в 3.1.4, выбираем 2 в Таблице плана набора, и прописываем 2ХХ в первой колонке первой строки.
Скорость соединения резко возрастет.
Теперь пару слов о транзите. Предположим, к вашему серверу Asterisk уже подключен какой-нибудь провайдер IP телефонии. Вы хотите часть звонков с TDE направить этому провайдеру транзитом через Астериск. Делается это с помощью ARS. При звонках на короткие номера Астериска в качестве CID Панасоник передает внутренний номер. Но при звонках через "девятку" (при настроенном ARSе) улетает номер, прописанный в настройках внутренней линии (4.1.1, вкладка ISDN CLIP, колонка CLIP ID). Если этот клип не устраивает поставщика IP телефонии его, конечно, легко подменить на уровне Астериска. Но, оказывается, и для Панасоника существует хак!
Стоит в 8.5 дополнить имя поставщика иксами по самое никуда,
как в качестве клипа станция начнет использовать номер, забитый в колонку "Код внутр. линий для ARS (10 цифр)", что на вкладке "Вариант 1" настроек внутренних линий.
Далее идем в Свойства порта виртуального шлюза SIP. Настраиваем только первый канал.
Вкладка основное
Атрибут канала: основной канал
Адрес SIP сервера — IP адрес: 192.168.1.204 (адрес нашего сервера Астериск)
Вкладка номер счета
Имя пользователя: utde
ID аутентификации: utde
Пароль аутентификации: tde
Вкладка Регистрация
Сервер регистратора — IP адрес: 192.168.1.204 (адрес нашего сервера Астериск)
Вкладка Вызывающая сторона
Из заголовка — Пользовательская часть: PBX-CLIP
С первым каналом все, теперь настраиваем следующие три. Для этого на вкладке "Основное" в поле "Атрибут канала" выбираем "Дополнительный канал Сh1. Теперь первые четыре канала ставим в INS, остальные в OUS. Таким образом, у нас получилось 4 канала между ТDE и Астериск. Если нужно больше, придется докупать лицензии.
Описанный в статье способ проверен на АТС KX-TDE версий 3- 4.2. С марта 2012 года Panasonic выпускает пятую версию прошивки, где часть необходимых настроек заблокирована.
Если вы только собираетесь приобрести АТС - оговаривайте с поставщиком версию, она должна быть не выше, чем 4.2. Или вы должны быть уверены в возможности даунгрейда.
Если АТС уже стоит и работает - обновление до 5-й версии может привести к потере управления. Кроме того, включить возможность транзитных вызовов через TDE невозможно даже с учетной записью "INSTALLER".
Хорошо подумайте, нужно ли оно вам.
Заключение
При эмпирическом тестировании было выявлено, что наиболее преемлимыми способами интеграции АТС Panasonic И Asterisk являются протоколы H.323 и E1 PRI, ввиду того, что при стыковке по SIP Panasonic делает не полноценный sip-транк, а ограничивает его на уровне лицензий до одного одновременного разговора в транке, также при данном способе интеграции нет возможности звонить c Asterisk’a через Panasonic во внешку (технически это реально, но нужно открывать DISA Panasonic, что представляется огромной дырой в безопасности).
Надеемся, что данная статься поможет вам улучшить инфраструктуру вашей телефонной сети и улучшить качество обслуживания абонентов.
Если у вас возникли какие-то проблемы в настройке команда инженеров “АТС Дизайн” всегда готова оказать помощь в настройке.