Asterisk в условиях кризиса | IP-телефония

Администратор, 10.02.2015

fiore-Small.png

При внедрении в организацию системы телефонии нередко встает вопрос, какое именно решение использовать. Как правило, проводится грамотный анализ существующих на рынке решений, который должен удовлетворять множеству необходимых компании критериев. Вес критериев определяется приоритетами компании, однако в последнее время на выбор сильно влияют внешние факторы, в частности функционирование компании во время кризиса. В текущих экономических условиях нередко на первое место выходит критерий цены внедрения и сопровождения системы телефонии.

Как правило, в этот момент ответственный за выбор телефонной станции сотрудник уже изучил предложения, существующие на рынке и начинает искать обзоры и сравнения open-source (Asterisk, FreeSwitch) решений и проприетарных вендорных продуктов (в зависимости от количества сотрудников это могу быть Panasonic, LG, Samsung в SMB-секторе или решения Cisco, Avaya для компаний с большим количеством сотрудников). 

Безусловно,  в сети существует достаточно подобных сравнений, но по нашему мнению, они не совсем корректны ввиду того, что автор, как правило, является приверженцем одного из вендорных решений и не желает смотреть куда-то в сторону. Данный топик тоже вряд ли может претендовать на безаппелляционную объективность, хотя уже потому, что будут сравниваться софтовые и аппаратно-программные решения, однако мы постараемся дать максимально ясную картину преимуществ использования asterisk.

Отсутствие привязки к определенному серверному оборудованию

EATON-series.jpg
Asterisk работает практически на любом linux-сервере, по большому счету, критерий к выбору железа всего один - мощность, чем больше пользователей, одновременных звонков, очередей, голосовых меню и прочих процессов, нагружающих сервер - тем более производительная система вам требуется. Вы не привязаны к какому-то определенному производителю серверов. В SOHO-системах вы вообще можете использовать свой старый ПК с установленным на него любимым linux-дистрибутивом.

Отсутствие привязки к производителю телефонов

cisco_7900.jpg
Asterisk базируется на открытых стандартах телефонии и для связки asterisk-сервера и конечных пользовательских устройств (будь то “железные” телефоны, софтфоны или fxs/fxo-шлюзы для заведения внутренних аналоговых телефонов и внешних аналоговых линий соответственно) использует стандартные протоколы SIP, IAX2, H.323. То есть вы можете использовать любые SIP-телефоны, что в условиях кризиса может существенно снизить бюджет на внедрение телефонии. В отличии от asterisk вендорные решения (Panasonic, Samsung, LG и т.д.) заточены исключительно под использование собственных телефонов, которые зачастую стоят немало (даже если не брать в расчет cisco, где цены вообще заооблачные, тем более на фоне активно падающего рубля). 

Отсутствие дорогостоящих и зачастую непонятных программ лицензирования. 

164472.jpg
Типичными требованиями, предъявляемыми к системе телефонии, как правило, являются: заведение внутренних пользователей с возможностью общения по коротким добавочным номерам, заведение нужного количества SIP-провайдеров, организация очередей, возможность включения голосового приветствия при внешнем входящем звонке, возможность донабора при входящем вызове извне, голосовая почта. Asterisk предоставляет все эти возможности абсолютно бесплатно в отличии от проприетарных вендорных решений. Можно было бы сделать полный расчет стоимости внедрения подобной конфигурации, но достаточно взглянуть например на цену платы Panasonic KX-TDA0194X (~33000р), дающей всего 4 канала голосовой почты и понять, что реализация подобного функционала на 100 человек стоит огромных денег, а мы даже не разбирали IVR и прочие необходимые современному бизнесу фичи.

Интеграция с различными CRM-системами и другими АТС. 

colocation.jpg
Всё большую популярность набирают системы унифицированных коммуникаций (то есть единой системы по управлению взаимоотношениями с клиентами - CRM, системы телефонии, системы чатов, статусов присутствия). В случае использования Asterisk вы получаете возможность интегрировать всё вышеназванное с помощью специально разработанных каналов Asterisk, которые являются частью asterisk и распространяются свободно (например для использования проприетарного протокола Cisco sccp в Asterisk существует специальный канал chan_sccp). В случае же использования других АТС у вас либо вообще нет возможности интеграции, либо нужны специфические, отнюдь не дешевые лицензии. То же самое касается и интеграции с CRM, для Asterisk разработаны модули интеграции с такими системами как SugarCRM, VTigerCrm, AMoCRM  и прочими. Распространяются данные модули также бесплатно.

Обслуживание и администрирующий персонал

0fcd4a7853b940c4a75c00cc57c11bee.jpg
Для администрирования IP-АТС Asterisk безусловно требуется квалифицированный Asterisk-администратор. Однако не стоит забывать, что для администрирования вендорных решений он тоже требуется, и как правило, эти люди являются специалистами лишь в своей узкой области. Человек же, который привык работать c linux и open-source продуктами, как правило, способен и администрировать сеть и справляться с прочими возникающими проблемами в IT-инфрастурктуре компании, а не настроен на действия по шаблону (крайне субъективно, но факт:)

Доступные конфигурационные файлы и документация

asterisk_ru-300x168.jpg
Крайне важным преимуществом Asterisk является то, что система разрабатывается и поддерживается сообществом и имеет очень подробную и исчерпывающую документацию. Конфигурационные файлы Asterisk уже сами по себе являются прекрасным источником информации и содержат немалое количество примеров реализации типичных задач. В сети всегда есть примеры исправления возникающих ошибок, документация не держится в секрете и не является какой-то корпоративной тайной, а также с выходом новой версии Asterisk всегда можно увидеть список внесенных изменений и исправлений в новой версии.

В заключении хотелось бы отметить, что Asterisk - это, конечно, не абсолютно бесплатное решение, но его стоимость определяется исключительно стоимостью услуг по настройке и временем администратора, его настраивающего, а не стоимостью софтовых ограничений, что делает Asterisk идеальной IP-АТС для бизнеса в условиях кризиса.